Страничка психолога
автор: психолог и врач,
президент фонда "Детское здоровье",
Член Американской Психологической Ассоциации
Александр Кузнецов
7 правил воспитания ребенка
Это главное, что необходимо помнить и чему следовать родителям, чтобы воспитать здоровую личность.
1 правило: Укрепляйте самоуважение Вашего ребенка.
Ребенок начинает формировать отношение к себе с самого раннего возраста. Он делает что-то - неудача, делает еще раз - опять неудача, еще одна попытка - и вот успех, награда за усилие и настойчивость. В этот момент -происходит удивительная вещь - ребенок переживает прилив чувств "я могу" и получает дополнительный камушек в фундамент его уверенности в себе. Давайте ребенку ежедневно по многу раз переживать это чувство.
Здоровое самоуважение - это ощущение того, что с тобой все в порядке. Кроме опыта переживания личного успеха, это ощущение проистекает из еще одного источника - уверенности в том, что тебя любят значимые для тебя люди, даже если им не нравится твое поведение. следите за своими словами. Избегайте таких фраз, как "это глупо", "ты хуже своего младшего брата". Подчеркивайте важность старания, а не результата или оценки. вместо " в следующий раз у тебя получится", скажите "хоть у тебя и не вышло, я горжусь тем как ты старался".
Фактически самое ценное, что мы можем сказать ребенку, это что-то вроде: "я верю в твою способность справиться с этим" и "я люблю и всегда буду любить тебя независимо от твоего поведения". И затем подкрепляйте свои слова поддержкой и сочувствием. Благодаря этому у ребенка постепенно формируется два основополагающих для его благополучной взрослой жизни убеждения: "я компетентен решить любую проблему", "я хорошо себя чувствую независимо от мнения окружающих".
Дети с развитым чувством самоуважения чаще улыбаются, проявляют склонность к сотрудничеству, более дружелюбны и оптимистичны, рассматривают проблему как временную и решаемую. Они гораздо легче переживают затруднения.
2 правило: Расставьте приоритеты: важнейшие качества и навыки.
Большинство проблем с поведением ребенка можно избежать или разрешить, развивая у него два основополагающих качества: смелость и способность к сочувствию. Дело в том, что эти качества не совместимы с большинством наиболее распространенных поведенческих отклонений (эгоизм, грубость, жадность, лживость, трусость, ябедничанье и пр.) и являются лучшей профилактикой и лекарством от них. Боритесь больше "за", чем "против".
Поощряйте разумный риск, страхуйте, если нужно, обучайте техникам безопасного поведения, но постоянно подталкивайте ребенка к исследованию собственных возможностей и поддерживайте его в этом. Залезть на лестницу, спрыгнуть с пенька, познакомиться с соседским мальчиком - если ребенок делает это впервые, для него это прекрасная возможность научиться контролировать свой страх.
Спрашивайте у ребенка: "наша бабушка болеет, как ты думаешь, что она чувствует?", пополняйте эмоциональный словарь, чтобы он научился распознать, различать и лучше понимать других людей. Вместе с IQ (коэффициент интеллекта) развивайте и EQ (коэффициент эмоционального развития).
Кроме качсевт характера помогайте развить ребенку навыки общения - скорее всего именно эти навыки окажут влияние на его успех в карьере и личной жизни. Особенно это касается умения ребенка знакомиться, слушать и выражать свой гнев.
3 правило: Показывайте как и хвалите врасплох.
Используйте два самых эффективных способа стимулирования желательного поведения ребенка: личный пример и неожиданные похвалы.
Вместо того, чтобы объяснять ребенку как не нужно делать, особенно критикуя и оскорбляя его, покажите как надо. Если вы улыбнетесь и скажите ему: "смотри как я это делаю", скорее всего ребенок последует вашему примеру. Возможно не сразу, но день Х, когда вы для себя увидите "чудесное превращение" обязательно настанет. Терпение. Не ждите мгновенного результата.
Если вы хотите привить ребенку любовь к чтению, а сами часами просиживаете у телевизора - вряд ли здесь можно надеяться на успех. Читайте ему перед сном, читайте по ролям, читайте сами в его присутствии, обсуждайте с ним прочитанное, показывайте насколько это для вас важно и это тоже будет важно для вашего ребенка, если у вас с ним есть эмоциональный контакт. (если нет, смотрите пункт 7). Точно так же вы можете подавать пример смелости и вежливости (прежде всего в разговорах с самим ребенком), способности договариваться и т.д.
Второй способ - хвалите "врасплох". Подмечайте, когда ребенок самостоятельно проявляет вежливость, терпение, внимание к другому и пр., подчеркивайте это и выражайте свою радость и удовольствие по этому поводу: "Ты поделился с братом, ты такой добрый и щедрый". Это гораздо эффективнее, чем отчитывать ребенка за жадность.
Если ребенок самостоятельно не проявляет желательного поведения, например, не делиться со сверстниками, предлагайте, но не настаивайте, а главное не критикуйте - это большая ошибка. Ждите. Подходящий момент настанет, и вы сможете выразить свое восхищение его щедростью. В дальнейшем ребенок будет делиться все чаще и чаще, если вы будете реагировать одобрением.
4 правило: Дайте свободу и разнообразьте впечатления ребенка.
Для гармоничного развития ребенку необходима свобода. Он должен иметь возможность экспериментировать и получать новый опыт, совершать ошибки и впитывать обратную связь.
Как ребенок узнает что такое "горячо", пока не попробует?. Не лучше ли позволить (или предложить) ребенку дотронуться до умеренно горячего чайника, чем запрещать ему это, а потом унижать его восклицанием: "Ага! Горячо! А я тебе говорила! Маму надо слушать!" Грубая ошибка. Такое поведение приводит к зависимости, инфантильности и трусости. всегда, когда есть возможность, давайте ребенку шанс напрямую контактировать с внешним миром, обучаясь методом "естественных последствий".
Начиная с первых дней жизни ребенку необходимы новые впечатления. Исследования показывают, что в головном мозге младенцев, которым давали возможность рассматривать разнообразные яркие картинки и игрушки, формируются гораздо больше Нероновых связей и сами нейроны становятся более зрелыми, чем у младенцев, которые большую часть времени смотрели в потолок.
То же относится к старшим детям. Разнообразные впечатления и опыт (книги, путешествия, музеи, занятие музыкой, спортом, рисованием и т.п.) значительно ускоряют интеллектуальное развитие ребенка и стимулируют его творческую активность. Главное здесь - не настаивать. Предложите ребенку варианты - пусть сам выбирает и тестирует свои таланты и предпочтения.
5 правило: Установите широкие, но надежные границы.
Границы дают ребенку чувство предсказуемости и снижают его тревожность. Главное здесь ЧТО запрещать и КАК запрещать.
Во-первых, границы должны давать достаточное пространство для экспериментирования и ошибок. Границы не должны значительно снижать свободу ребенка. Лучше всего работает подход трех типов границ:
- Запрет на агрессию;
- Запрет на то, что непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка;
- Границы, связанные с развитием у ребенка терпения.
Запрет на агрессию означает, что нельзя бить, кусать, щипать, дразнить, обзывать и т.д. другого.
Запрет на небезопасное поведение часто противоречит экспериментированию и риску попробовать что-то новое. Применяйте его с осторожностью и обратите внимание на слово "непосредственно". Если ребенок забрался на качели, то риск для его здоровья и жизни несомненно, возрастает, но он вполне приемлем, тем более что вы можете встать рядом и подстраховать. Когда младенец тащит игрушку в рот, риск кишечной инфекции несомненно, возрастает, но стоя на страже этой границы, вы можете существенно задержать психическое развитие и "тренировку" его иммунной системы.
Правило "сначала дело, а потом развлечения" - отличный способ развить в ребенке способность при необходимости откладывать удовольствие. Это залог психологической зрелости и самоконтроля: устойчивость к дискомфорту и сиюминутным импульсивным соблазнам в ущерб, например, здоровья (курение, алкоголь, наркотики и др.) и другим долгосрочным интересам человека.
Таких ограничений, как "нельзя прыгать по лужам", или "нельзя трогать вазу" вообще можно избежать, убрав ценные вещи в недоступное для ребенка место и купив ему непромокаемые штаны и сапоги.
Во-вторых, ограничения должны отстаиваться дружелюбно, последовательно и аргументировано. Ребенок обязательно будет тестировать их (еще один аргумент в пользу минимума границ, иначе ваши отношения с ребенком рискуют перерасти в борьбу по каждому поводу). Будьте готовы к этому и ведите себя ровно и уверенно.
Если ребенок рвется на проезжую часть, вы можете схватить его в охапку и отнести в машину или домой, не смотря на его истерику, но при этом вести себя спокойно без брани и шлепков. Повторяйте одну фразу "нельзя убегать от мамы", вместо "я вот тебе задам дома" или "ты плохой" (при частом повторении ребенок действительно поверит в это и будет вести себя как плохой). У ребенка нет злой воли, идет естественный процесс тестирования. Реагируйте на это с улыбкой мудреца.
Отстаивайте ограничения при каждой попытке их нарушить. Если сегодня приходить домой после 9 часов вечера можно, а завтра нельзя, у ребенка возрастает тревога из-за отсутствия предсказуемости и возникают сомнения по поводу ваших мотивов. По этой же причине разъясняйте ребенку смысл ваших правил, но не ожидайте что он непременно поймет и согласиться с вами.
Если ребенок мал (3-4 года) самый лучший способ защиты границ - отвлечение.. Переключите внимание ребенка на проезжающую пожарную машину, сладости дома или мультфильм. Вы также можете носить в сумке заранее заготовленную игрушку, старый мобильник или связку ключей. Энергичные отвлечения могут значительно ослабить уровень напряжения в ваших отношениях с ребенком.
6 правило: Используйте лишение привилегий вместо криков и шлепков.
Если ребенку больше трех лет, используйте тайм-аут и лишение привилегий.
Например, если ребенок ударил брата, спокойно и без критики говорим ему: "Нельзя бить Илюшу" и отводим его в другую комнату: "посиди на стульчике и подумай. Если он отказывается сидеть, закрываем дверь (никогда не выключайте свет в комнате) на количество минут, равное числу лет ребенка (например, четыре года - четыре минуты). Лучше всего стойте за дверью и держите ручку. Будьте готовы к плачу и погрому в комнате. 2 правила - действуйте МОЛЧА и СПОКОЙНО. Никаких резких движений, укоров и упреков в адрес ребенка, тем более криков и шлепков. Будьте тверды, но доброжелательны. После того, как откроете дверь, ничего не говорите на эту тему, главное - не торжествуйте, вроде: "Ну что, понравилось?", а просто обнимите и отвлеките ребенка. Через несколько тайм-аутов вы будете удивлены результату.
Для более старших детей главное и единственное наказание - лищение привилегий на ограниченное время. Последнее очень важно, т.к. лишение, например, права пользоваться велосипедом на неопределенный или очень долгий срок снижает мотивацию ребенка изменить свое поведение. Лишение привилегий - гораздо более эффективное средство, чем физическое наказание.
Три причины отказаться от физического наказания:
- Ребенок начинает бояться родителя, теряется доверие и контакт с родителем, а значит и возможность повлиять на ситуацию в критический момент;
- В гневе можно не рассчитать силу удара, что может привести к травмам;
- Обучение примером: ребенок учится разрешать конфликтные ситуации с помощью силы, а не переговоров, что делает его неподготовленным в командной работе и в близости личной жизни.
Сохраняйте спокойствие и доброжелательность. Остановитесь и взвесьте, как часто вы критикуете ребенка и как часто вы его хвалите. Восстановите, по крайней мере, равновесие, а еще лучше - вообще исключите критику из вашего общения.
7 правило: Уделяйте ребенку время и развлекайтесь вместе.
Мой опыт общения с родителями показывает, что самые счастливые мгновения детства для человека - это время, безраздельно подаренное ребенку его родителем (или другими значимыми для него взрослыми). Один из отцов рассказал мне, что он впервые испытал чувство настоящей близости со своим девятилетним сыном, стоя в пятичасовой московской пробке.
Наше влияние на ребенка происходит импульсами, но мы никогда не можем предугадать эти моменты. Мы можем увеличить их количество, только увеличив время общения с ребенком. Мы вполне можем проснуться на 15 минут раньше, чтобы позавтракать вместе с ребенком. Мы можем отложить уборку и прогуляться вместе с ним после обеда, а перед сном почитать ему и обсудить вчерашний день. Мы можем выделить один вечер для семьи, свободный от суеты и дел. Все это не отнимает много времени, но значительно повышает контакт с ребенком и наше влияние на него.
Нас тянет к людям, рядом с которыми мы испытываем положительные эмоции. Развлекайтесь вместе с детьми. Планируйте совместные развлечения. Наполните совместные минуты весельем и смехом. И ваше влияние на ребенка вырастет настолько, что вы сможете одним взглядом решить проблему, которую раньше вы не могли решить наказаниями и упреками.
Источник: www.doctorpapa.ru
Рекомендации для родителей
Делайте! |
Не делайте! |
Радуйтесь вашим сыну и дочке |
Не перебивайте ребенка |
Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном |
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов |
Слушайте ребенка внимательно, не перебивая |
Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен |
Установите четкие и определенные требования к ребенку |
Не говорите: “Нет, она не красная”, лучше скажите: “Она синяя” |
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними |
Не устанавливайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание |
Будьте терпеливы |
Не оскорбляйте ребенка |
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное |
Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил |
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы |
Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств |
Чаще хвалите ребенка |
Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений |
Поощряйте игры с другими детьми |
Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми (братом или сестрой, соседями и пр.) |
Используйте развивающие игры и игрушки |
Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: “Не так, переделай” |
Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и др.) |
Не требуйте слишком многого - пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельности |
Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду |
Не критикуйте ребенка |
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать |
Не запрещайте общаться с другими детьми |
10 заповедей родительства
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не думай, что ребенок твой: он Божий. Он личность.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Ибо тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.
- Не унижай!
- Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.
- Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие делали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Клятва родителей
- Я буду во всем являться примером для своего ребенка.
- Я буду любить своего ребенка всегда, каждый день, что будет проявляться в моих делах и проявлениях к нему.
- Я буду слушать то, что говорит мой ребенок, и ценить то, что он говорит.
- Я буду поощрять своего ребенка за успехи в выполнении и завершении чего-либо.
- Я буду позволять своему ребенку делать собственные ошибки и учиться на этом опыте.
- Я постараюсь быть не слишком критичным к недостаткам моего ребенка.
- Я предоставлю ему возможность встречаться с новыми сложными задачами и успешно решать их, тем самым накапливая новый опыт.
- Я буду уважать своего ребенка как личность, даже если я не всегда буду согласен с ним.
- Я буду радоваться и наслаждаться общением с ним и буду находить для этого время.
- Я буду уважать достоинство моего ребенка.
Народные пословицы о родителях и детях
- Дети - благодать божья.
- Без них - горе, а с ними - вдвое.
- Умел дитя родить, умей и научить.
- Каковы дядьки, таковы и дитятки.
- Ненаказанный сын - бесчестье отцу.
- Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так и не научишь.
- Родительское слово на ветер не молвится.
- Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матери.
- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
- Материнская молитва со дна моря достает.
- Вся, семья вместе, так и дума на месте.
55 способов сказать ребенку "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ"
Чтобы ребенок ощутил вашу заботу и поддержку, любовь и внимание, почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу с радостью идти по школе жизни.
Молодец!
Хорошо!
Удивительно!
Гораздо лучше, чем я ожидал!
Лучше, чем все, кого я знаю!
Великолепно!
Прекрасно!
Грандиозно!
Незабываемо!
Именно этого мы давно ждали!
Это трогает меня до глубины души!
Сказано здорово - просто и ясно!
Остроумно!
Экстра-класс!
Талантливо!
Ты одаренный!
Ты сегодня много сделал!
Отлично!
Уже лучше!
Еще лучше, чем я мог подумать!
Потрясающе!
Замечательно!
Поразительно!
Неподражаемо!
Несравненно!
Красота!
Как в сказке!
Очень ясно!
Ярко!
Очень эффектно!
Прекрасное начало!
Ты просто чудо!
Ты на верном пути!
Здорово!
Ты в этом разобрался!
Ты ловко это делаешь!
Это как раз то, что нужно!
Поздравляю!
Я тобой горжусь!
Я просто счастлив!
Мне очень важна твоя помощь!
Работать с тобой - это радость!
Ты мне необходим!
Для меня важно то, что тебя волнует, радует, тревожит!
С каждым днем у тебя получается все лучше и лучше!
Для меня нет никого красивее тебя!
Научи меня делать также!
Тут мне без тебя не обойтись!
Я знала, что тебе это по силам!
Ты мне нужен именно такой, какой ты есть!
Никто мне не может заменить тебя!
Я горжусь тобой!
Я сам не смог бы лучше сделать!