Get Adobe Flash player

Поиск по сайту

Информация

Платные образовательные услуги в настоящее время не оказываются.

Дистанционные технологии не реализуются.

Перевозка воспитанников от места проживания до учреждения и обратно, по городу и в другие населенные пункты не осуществляется.

Все документы размещены в PDF-формате, который можно просмотреть, например, программой Adobe Reader или PDF Reader.

Яндекс.Метрика

Советы доктора Айболита

 image006

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни - это образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека, а, следовательно, и населения страны в целом. Поэтому здоровый образ жизни (ЗОЖ) рассматривается не только как медицинская, но и как социально-экономическая проблема.

По оценкам специалистов состояние здоровья населения зависит на 25-50% от образа жизни, на 25-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% от гигиенических факторов и только на 10% от деятельности служб здравоохранения.

ЗОЖ включает в себя отказ от вредных привычек, поведение, способствующее повышению защитных свойств организма. Это оптимальный режим труда и отдыха, рациональное питание и двигательный режим, физическая культура, закаливание, соблюдение личной гигиены, гигиены супружеских отношений, медицинская активность (диспансеризация), позитивное экологическое поведение.

С педагогической точки зрения наиболее легко и стойко гигиенические навыки формируются у детей младшего дошкольного возраста. В этой связи следует начинать общее гигиеническое воспитание с 2-3-летнего возраста. В этом возрасте удобной и хорошо воспринимаемой формой подачи информации является игра, мультипликационные фильмы и другие виды словесной и визуальной информации, адаптированной к младшему возрасту.

Следует выделить некоторые аспекты гигиенического воспитания детей: формирование навыков по уходу за полостью рта, кожей, половыми органами, органами дыхания, пищеварения, опорно-двигательным аппаратом, органами зрения, сердечно-сосудистой системой и др.

Гигиена кожи

Со второго года жизни детям начинают прививать гигиенические навыки по уходу за своим телом: правильно умываться, мыть руки перед едой и при всяком их загрязнении (после игры с песком, общения с животными, после посещения туалета, перед едой и т.д.), причесываться. Ребенку коротко стригут ногти, следят за их чистотой. Многие дети не умеют правильно вытираться - они даже не разворачивают полотенце, а вытирают лицо, руки, скомкав полотенце. Необходимо привить навык правильно вытираться, приучить ребенка ничего не делать второпях. Ребенок должен сам уметь вычищать нос. Почистить уши для него еще сложно, потому что он может поранить барабанную перепонку. Туалет уха дошкольника должны проводить родители.

Перед отходом ко сну ребенок должен помыть ноги, желательно холодной водой - это не только важная гигиеническая процедура, но и процедура закаливающая. Необходимо обратить внимание, чтобы у ребенка была своя расческа, которая должна храниться в индивидуальном ящике. Волосы у девочек должны быть заплетены.

Гигиена органов дыхания

Гигиена органов дыхания включает соблюдение режима дня, занятия физкультурой, закаливание, лечение болезней, ослабляющих детский организм (анемия, рахит, гипотрофия), достаточно свободная одежда, не стесняющая движения грудной клетки, массаж, хорошая вентиляция помещений стимулируют воздухообмен и кровоток в легких, способствуя профилактике воспалительных явлений. Необходимо обратить внимание как дышит ваш ребенок. Правильное дыхание - через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие и извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. При дыхании через рот затрудняются нормальный ритм и глубина дыхания, а прохождение воздуха в легкие в единицу времени уменьшается. Нарушение носового дыхания отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка: он бледнеет, становиться вялым, легко утомляется, плохо спит, страдает головными болями, физическое и психическое развитие его замедляется.

Большое значение имеет отсутствие резких колебаний температуры воздуха и пищи. Не следует выводить детей из сильно нагретых помещений или после горячей ванны на холод, разрешать пить холодные напитки или есть мороженное в разгоряченном состоянии. Надо следить за тем, чтобы дети длительное время громко не разговаривали, не пели, не кричали и не плакали, особенно в сырых, холодных и пыльных помещениях или на прогулках в сырую и холодную погоду.

Гигиена органов пищеварения

Согласованной работе органов пищеварения и пищеварительных желез способствует режим питания. К четко установленному времени приема пищи активность пищеварительных желез возрастает, они начинают вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу, которая хорошо обрабатывается и усваивается организмом.

Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не получал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи снижает аппетит и нарушает дальнейший ритм пищеварения. Очень важно, чтобы трехразовое питание детей в дошкольном учреждении обязательно дополнялось четвертым приемом пищи дома (ужином). Следует бороться с "кусочничеством", когда взрослые, пришедшие за ребенком в детское учреждение, тут же дают ему в руки булку, печенье или конфету, перебивая, таким образом аппетит перед ужином. Многие функциональные отклонения и даже заболевания органов пищеварения могут быть обусловлены хроническими стрессами, тревогой, депрессивными переживаниями ребенка, тяжелой адаптацией к условиям дошкольного учреждения.

Для нормальной деятельности органов пищеварения и общего хорошего самочувствия ребенка важно с первых месяцев его жизни вырабатывать привычку опорожнять кишечник в одно и тоже время.

Гигиена органов мочевыделения у детей

Ребенок начинает ощущать наполнение мочевого пузыря с 6-12 месяцев, с этого возраста возможно обучение гигиеническим навыкам. Некоторые дети достаточно рано, уже на 2 году жизни, сообщают о своем желании помочиться, у некоторых детей формирование этого навыка задерживается до двух-двух с половиной лет. Большое значение имеет отношение взрослых к обучению ребенка навыкам опрятности: при безразличном отношении, а часто и напротив - при слишком активной заинтересованности и давлении на ребенка становление этого навыка может задерживаться. Очень важно, чтобы "приучение к горшку" не было связано у ребенка с отрицательными переживаниями - в противном случае нередко развиваются тревожные и протестные реакции, привычка надолго задерживать мочеиспускание.

Гигиена половых органов

Гигиена половых органов в дошкольном возрасте необходима предупреждения их инфицирования и развития воспалительного процесса. И мальчики, и девочки независимо от возраста нуждаются в соблюдении чистоты половых органов, ежедневном подмывании. У девочек все гигиенические манипуляции должны совершаться по направлению спереди назад для предупреждения заноса микроорганизмов из прямой кишки на половые органы. Мальчикам ежедневно нужно тщательно промывать все складки члена, в которых в противном случае создаются условия для развития инфекции. Дети даже 3-5 летнего возраста еще не могут достаточно тщательно обработать туалетной бумагой анальное отверстие; и остатки кила могут привести к очень неприятному раздражению кожи, слизистой оболочки и даже к трещинам заднего прохода. Подмываться необходимо после опорожнения кишечника, а так же 1-2 раза в день в летнее время.

Мороз и солнце - день чудесный или опасный?

Наконец, скоро придет настоящая зима. Рады взрослые и дети. Но, к сожалению, в морозную зиму многие люди, и в особенности дети становятся подвержены переохлаждению и обморожению, что может иметь очень серьезные последствия для здоровья. Давайте вместе вспомним простые правила, соблюдение которых позволит обезопасить себя и своих детей от переохлаждения даже в яркие морозные дни:

  • одевайте свободную одежду - это способствует нормальной циркуляции крови. Не стесняйтесь одеваться как "капуста" - между слоями одежды всегда есть прослойки воздуха, которая великолепно сохраняет тепло;
  • старайтесь, чтобы верхняя одежда была непромокаемой;
  • зимнюю обувь желательно выбирать на высокой подошве;
  • в обуви должны быть теплые стельки, вместо хлопчатобумажных носков наденьте шерстяные, так как они впитывают влагу, оставляя ноги сухими. Тесная обувь, отсутствие стельки, сырые грязные носки часто являются причиной потертостей и обморожения;
  • выходя на мороз не забудьте варежки, шапку и шарф. Лучший вариант - варежки из влагоотталкивающей и непродуваемой ткани с мехом внутри. Перчатки от мороза не спасут;
  • в ветреную холодную погоду перед выходом на улицу открытые участки тела (лицо) следует смазать специальным кремом, например "Морозко"; Щеки и подбородок можно защитить шарфом;
  • старайтесь не находится длительное время в теплом помещении, если Вы уже готовы к выходу на улицу. Однако перед тем как выйти на мороз, стоит немного постоять в подъезде.

Уважаемые родители! Следует помнить, что у детей теплорегуляция организма еще не полностью сформирована. Дети более подвержены переохлаждению и обморожениям, и это следует учитывать при планировании прогулки. Свежий воздух необходим современному ребенку, однако прогулка должна быть не продолжительная 15-20 минут для детей дошкольного возраста. Детям 2 - 3 лет при соблюдении вышеизложенных рекомендаций находиться на улице в сильные морозы (-25-30 °С) не более 10-15 минут. А с младенцами вообще не рекомендуется гулять в столь морозную погоду - ограничьтесь "прогулкой на балконе" или при "открытой форточке".

 

Особенности питания дошкольников в весенний период

(рекомендации родителям)

Для того, чтобы обеспечить высокую скорость роста, физического и психического развития детей-дошкольников в сочетании со значительной нервно-психической нагрузкой, обусловленной интенсивным процессом обучения, который начинается уже с 3-4 летнего возраста, крайне важно, чтобы питание было адекватным этим потребностям. Весенний период предъявляет особые требования к состоянию иммунитета детей и их стрессоустойчивости. Зачастую организм встречает весну истощенным после зимних простуд, сказывается также дефицит ультрафиолетового облучения, недостаток пребывания на свежем воздухе (в связи с укороченным световым днем, с негативным воздействием отрицательных температур на организм). Особенно важны в этих условиях для растущего организма витамины, микроэлементы и животные белки пищи.

Питание в ДДУ построено таким образом, что позволяет удовлетворить потребность детей в самых необходимых компонентах. Проводится в обязательном порядке и С-витаминизация. Однако время пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении (10,5 часов) не позволяет обеспечить в полном объеме физиологическую потребность во всех пищевых компонентах. Определенное количество продуктов должно приходиться на вечерний прием пищи дома (ужин, который должен удовлетворять 25% суточной потребности в калорийности).

А домашний ужин далеко не всегда содержит тот продуктовый набор, который дополнил бы детсадовское питание и позволил удовлетворить эту потребность. Очень часто бывает так, что дома ребенок получает те же продукты, что и в саду, или получает на ужин так называемую нездоровую пищу (чипсы, избыток сладостей, мучное, колбасные изделия, пиццы, острые соусы, сладкие газированные напитки и прочее).

Разумеется, такой рацион детей нельзя назвать сбалансированным и физиологически полноценным, и часть пищевых компонентов окажутся в дефиците. Особенно сложная ситуация складывается с витаминами (кроме витамина С), микроэлементами и белками животного происхождения.

Для того, чтобы питание детей было полноценным и адаптированным к нуждам каждого ребенка, родителям детей, посещающих детские дошкольные учреждения, можно порекомендовать следующее:

Ежедневно каждый ребенок должен получать 200-400 мл сока (фруктового или фруктово-овощного, с учетом предрасположенности к аллергии и индивидуальной непереносимости), не менее 300г свежих овощей и фруктов (желательно разнообразных). Их можно давать детям как в натуральном виде, так и в виде овощных и фруктовых салатов, зелень можно добавлять практически в любое первое или второе блюдо, а фрукты и ягоды – в десерты.

На ужин желателен стакан молока или кисломолочных продуктов, творожное блюдо из полужирного творога из расчета не менее 40-50 г 2-3 раза в неделю.

Рекомендуется разнообразить домашний рацион рыбными блюдами: не менее 50-70г 2-3 раза в неделю. Также следует предлагать детям и морепродукты (морская капуста и др.) хотя бы 1-2 раза в неделю.

В выходные дни желательно готовить ребенку мясные блюда 1-2 раза в день, при этом предпочтительны следующие виды термообработки: варение, тушение, парение.

В домашнем режиме дня обязательно следует учитывать и режим питания. Промежутки между приемами пищи должны быть не менее 3,5-4 часов.

В связи с профилактикой кариеса, рекомендуется выдавать сладости детям в конце основного приема пищи с последующим полосканием полости рта или чисткой зубов, а не как самостоятельное блюдо.

Соль в пищу следует использовать только фторированную и йодированную с соблюдением инструкции по ее применению.

Правильное питание предохраняет огранизм человека от ряда заболеваний, повышает сопротивляемость к некоторым болезнетворным факторам, предупреждает чрезмерное увеличение массы тела, то есть позволяет сохранять и преумножать здоровье!

Нарушение питания может стать причиной быстрой утомляемости, частых простудных заболеваний и других болезней!

Основные вещества (белки, жиры, углеводы), входящие в состав еды, дают организму определённую энергию. Однако и пища, обладающая достаточной энергетической ценностью, может иметь существенные недостатки. Входящие в её состав основные вещества могут находиться в неправильном соотношении, некоторые важные компоненты могут отсутствовать, может недоставать какого-либо витамина и т. п. Если при оценке еды мы исходим только из количества энергии, которую она может дать организму человека, то поступаем неверно, так как оцениваем её только с количественной стороны.;

Еду необходимо оценивать также и с точки зрения её качества: содержания в ней основных питательных веществ, отдельных витаминов, минеральных веществ и т. п.

Из трёх основных питательных веществ наиболее ценными являются белки. Они необходимы для построения мышц, обновления клеток, выработки гормонов и т. д. Ни одно из основных веществ нельзя заменить другим веществом. Если взрослый не получает с пищей достаточное количество белков, его физическая и умственная работоспособность снижается, увеличивается потребность во сне, ускоряется старение. Самые богатые источники белков - это мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, яйца.

К основным питательным веществам относятся также жиры. В организме они превращаются в энергию. Жиры бывают животные и растительные. К растительным жирам относятся растительное масло и твердые пищевые жиры, а к животным – сливочное масло, сало и др. Если человек с пищей получает много жиров, они откладываются в виде запасов, образуя толстый слой подкожного жира, а иногда они скапливаются вокруг внутренних органов. Жиры перевариваются в желудке более продолжительное время, чем белки и сахар. Особенно плохо перевариваются жиры, подвергшиеся при приготовлении еды воздействию очень высоких температур, так как в них образуются вещества, вредные для здоровья человека.

Углеводы (сахар) также являются основным питательным веществом. К ним относится свекловичный сахар, виноградный сахар, крахмал и т. д. Избыточное количество сахара приводит к полноте. Основные источники углеводов (сахара)-это конфеты, печенье, сиропы, мармелад, фруктовые воды и т. д.

Здоровая и полезная пища должна также содержать определенные минеральные вещества и витамины!

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?